Главным событием начала года для нашей редакции стала ежегодная церемония вручения премии журнала «Этажи». Репортажи о премии вышли сразу в четырех изданиях:
на портале «Год Литературы»,
в журнале «Книжная индустрия»,
приложении Ex Libris еженедельника «Независимая газета»
и бостонской газете Contact Boston.
Наша огромная благодарность всем гостям, авторам, журналистам, пришедшим на церемонию и написавшим о нас. Приведем выдержку из репортажа Антона Ситникова для Contact Boston, где наиболее подробно описываются события вечера:
«В этом году церемония награждения прошла в Чеховском культурном центре, с которым редакция плотно сотрудничает уже не первый год, устраивает совместные авторские вечера, следит за событиями — выставками, конференциями, музыкальными выступлениями и делает репортажи на страницах своего издания.
В начале вечера по видеозаписи сооснователь и редактор поэзии в журнале «Этажи» Игорь Джерри Курас напомнил, что «идея журнала заключалась в создании единого пространства русского языка и русской культуры и объединении литераторов вне границ — и это получилось». Подборку стихотворений Игоря прочитал студент театральной мастерской Андрей Лушников.
Лауреатами «Этажей» в 2021 году в номинации «Лучшая поэтическая подборка года» стали Лена Берсон из Израиля и Денис Бычихин из Тулы. Из-за сложной эпидемиологической обстановки они не смогли приехать на награждение, поэтому подборку стихотворений Берсон прочитали студентки театральных мастерских Елизавета Жодзишская, Екатерина Соловьева и Апполинария Тарасова, а Денис Бычихин прислал видеопоздравление. В нем он отметил, что выбор журнала был удивительным и неожиданным: «Все тексты были достойными, и это результат серьезной внутренней работы всей редакции. Я работал в разных редакциях журналов и сетевых изданий, сейчас работаю в музее, и я знаю, что любой продукт — это результат коллективного действия, где важно каждое звено».
Писатель и сценарист Юлия Лукшина стала лауреатом в номинации «Лучшее прозаическое произведение года» за рассказ «Кясму». По этому рассказу была поставлена театрализованная читка режиссером Анной Кулаковой, текст прочитали Нина Дунаева и актер Андрей Мясников.
Наталья Рапопорт, получившая премию за эссе «Юлий Даниэль: «Вспоминайте меня…», в своем видеоприветствии из штата Юта сказала, что не теряет надежды получить диплом лично из рук редакторов. Наталья дружила с семьей писателя Юлия Даниэля (они жили в одном доме), и каждое утро перед работой забегала к ним на чашечку кофе. Ее эссе — это бесценные воспоминания об ушедшей эпохе, о темных временах преследования литераторов за инакомыслие, хранение запрещенных книг и их выпуск за рубежом. И в то же время это очень личные воспоминания, детальные, в лучших традициях того времени, когда на кухне собирались друзья и говорили о сокровенном. Первая литературная работа Натальи — повесть «Память — это тоже медицина», была опубликована в журнале «Юность» в 1988 году с предисловием Евгения Евтушенко. С тех пор вышло еще 5 книг в России, а книга на английском языке: «Сталин и медицина. Нерассказанные истории» получила престижную американскую награду «Лучшая Академическая Книга. Премия Выбор-2021».
Специальная премия журнала «Этажи» в номинации «Бюро находок Анны Агнич» вручается совместно с литературным клубом «Бостонские чтения». Редакция отправляет лучшие тексты из журнала клубу, который, в свою очередь, и выбирает лауреата. В этом году им стала Елена Полещенкова из Минска за подборку рассказов «Веселое утро». Члены жюри «Бостонских чтений» отметили: «Для нас важен критерий гуманности, света и добра, ведь именно такие рассказы писала Анна Агнич. Радостно еще и то, что это первая публикация Елены в литературном журнале».
Некоторые лауреаты прошлых лет также присутствовали на вечере, в прошлом году они не смогли приехать на награждение и виной тому все та же пандемия. Так, Галина Калинкина, получившая специальную премию «Бюро находок Анны Агнич» за 2020 год, сказала: «После того, как я узнала, что получила эту премию, я прочитала все рассказы Анны, доступные в Сети. Агнич — большой русский писатель, она умела подобрать такие слова, которые сразу проникают в сердце читателя». Напомним, что Анна, основатель клуба «Бостонские чтения», ушла из жизни в 2019 году, и сейчас клуб поддерживает свою деятельность благодаря семье писательницы, друзьям и бостонским литераторам.
Полина Орынянская, получившая диплом лауреата за лучшую поэтическую подборку 2020 года, призналась: «Я больше года ждала эту медаль, она действительно очень красивая, но мне она дорога не этим. Я уважаю коллектив редакции, который умудряется в огромном самотеке стихов увидеть поэзию, открывает новые имена и, наоборот, может «трезво» посмотреть на «новое платье короля». Это дорогого стоит».
Дипломы журнала также получили наиболее яркие и запоминающиеся произведения: эссе Людмилы Безруковой об Исааке Шварце, эссе Марины Владимовой о своем отце — писателе Георгии Владимове, эссе Владимира Эфроимсона об Арсении Тарковском, а также рассказы Дарьи Бобылёвой «Лишай» и Алексея Колесникова «Зал ожидания».
Поэт, лауреат премии журнала «Новый мир», Ольга Сульчинская получила специальный приз симпатий главного редактора за прекрасные стихи и великолепное их исполнение.
В конце вечера выступила группа «Воскресный клуб» Алексея Воронина и Сергея Михайловича».
Фотографии Сергея Каревского
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи