***
Разговоры, сплетни, пересуды.
Начинаем с чистого листа.
Всё готово для битья посуды:
вот — подразделения Иуды,
вот — подразделения Христа.
Как они похожи! К масти — масть.
Словно чемоданы на платформе,
как романс на старом патефоне,
где ни слов, ни музыки понять
не дано. И поздно понимать.
Чёрный ангел над землёй гостит.
Бедный Иов, жалобы податель,
видно, отвернулся твой Создатель
навсегда. И больше не простит.
Ведь дожди не ведают стыда
в пору зарождения разливов.
Где твои бескрайние стада,
бедный Иов?
Вот и ливень.
Полыхает сад
так же, как и много лет назад
накануне казни и спасенья.
Только б научиться воскресать
в понедельник после Воскресенья.
***
Когда зарастёт погребальный овраг
и мёртвый сомкнётся строй,
каждый второй будет первый враг,
а каждый первый — второй.
Но те, кто ещё не успел, не сгнил,
лелея благую весть,
шатаясь от счастья, шагнут из могил
с крестами наперевес.
И каждый первый пойдёт на парад,
и второй пойдёт на парад.
И будет первый параду рад,
и последний параду рад.
И этих торжественно наградят,
и тех — слегка опосля.
И, наконец-то, все победят.
И всех победит земля.
***
Меня прислали сказать вам, что он не придёт,
Но мне самому не сказали, что он не придёт.
«Он не придёт», — хожу я и всем говорю,
не замечая, что дело движется к октябрю.
Не замечая, что дело движется к холодам.
Осень искрит, как улей, как Нотр-Дам.
Месяц серебряным ухом в стойле небес прядёт.
«Он не придёт, — говорю я. — Он не придёт».
Скверы, трамваи, бюсты, реклама вин.
Мы — словно две собаки. Холодно нам двоим.
«Он не придёт», — хожу я и говорю,
не замечая, что дело движется к октябрю.
Стынет трубач в подъезде. Спит виолончелист.
Снова врастает в ветку жёлтый опавший лист.
Музыка заблудилась. Кто не придёт? К кому?
Ум уже неподвластен собственному уму.
«Он не придёт, — заклинаю. — Он не придёт».
Кто-то шуршит над ухом, словно меня крадёт.
Тени ворон. Аптека. Сходка ночных воров.
Лай поцелуев из проходных дворов.
***
Опять горнист исход трубит,
подталкивая к землям дальним.
Но тополем пирамидальным
я насмерть к берегу прибит.
Пространство — фикция. Оно
к себе притягивает страстно
лишь тех, которым не дано
перемещаться вне пространства.
И лист тускнеет, как медаль,
в грязи родного бездорожья.
Но он не улетает вдаль —
он умирает у подножья.
***
Беспокойное небо. Живу, как на дне.
Тучи свесились конской гривою.
Каждый день просыпаюсь в другой стране,
будто каждый день эмигрирую.
Я смотрю в окно. Полустанков нет.
Только воет пёс у сарая.
Тот же самый двор, тот же самый снег,
а страна-то совсем другая.
Отхлебну воды, отвернусь на миг,
нарисую на стенах метки,
чтоб назавтра понять: от себя самих
мы теперь на каком километре.
***
Когда вечер опустится вещий,
непонятный в своей ворожбе,
можно выбросить старые вещи
и очистить дорогу судьбе.
Можно кованые ворота
посадить на железный засов,
запереться на два оборота
и спустить обезумевших псов.
И остаться, как добрая лошадь,
на конюшне ненужных вещей
в новом ватнике, в крепких калошах,
наблюдая в заборную щель,
как проходит судьба, не мигая,
на последнем твоём вираже —
ослепительная, нагая
и навечно чужая уже.
***
И скрежет дальних поездов,
и мост, влюблённый в оба берега,
и ревность берегов, и снов
необъяснимая истерика,
и бюст на вымокшем углу
и светофор на повороте,
и осторожный поцелуй
в пристанционной подворотне.
Вертлявая, как сучий хвост,
любовь, отмеренная в граммах.
Переселённые на холст
прекрасные уроды в рамах.
И можно жить, и петь, и пить,
в старинном доме на Фонтанке,
куда Вергилий мог бы Данте
кругами времени водить.
Гуляй, родная сторона!
Назавтра обещали пятницу.
Меня зарежут, словно пьяницу,
укравшего бутыль вина.
И загудит страна осенняя,
вымаливая у Отца
то ли чудесного спасения,
то ли прекрасного конца.
И снова будет жизнь расколота
на две большие половины.
Гомер. Бессонница. И комната
где тускло дремлет пианино,
и где холодная, как мачеха,
в углу горбатится кровать.
А за окном гуляют мальчики,
готовясь жить и убивать.
***
Мне холодно в этом вертепе
среди недоверчивых лиц,
где женщины ваши и дети
с губами телят и ослиц
уже улыбаются жутко,
уже никого не спасут
и выведут без промежутка
на площадь, на чернь и на суд.
И медленно капают с ёлки
шары, словно с крыши — вода.
И звёзды — всего лишь осколки
большого вселенского льда.
И где-то, отбившись от стада,
замёрзли мои пастухи.
Тропой Гефсиманского сада,
слепой собиратель стихий,
бегу воскресенья и славы,
и небу, и людям чужой —
такой одинокий и слабый,
с такой непосильной душой.
Страница Ефима Бершина в "Этажах"
Ефим Бершин — поэт, прозаик, эссеист. Первая публикация вышла в 1987 году в журнале «Юность». С 1990 по 1999 год — литературный обозреватель «Литературной газеты». Работал фронтовым корреспондентом в Приднестровье, а затем в Чечне. Автор поэтических книг «Снег над Печорой», «Острова», «Осколок», «Миллениум», «Поводырь дождя», «Гранёный воздух», «Мёртвое море», романов «Маски духа», «Ассистент клоуна» и документально-художественной книги об истории приднестровской войны «Дикое поле». Живёт в Москве.
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи