Рецензия на спектакль «В начале было...» Московского еврейского театра «Шалом», режиссёр Дамир Салимзянов.
15 апреля 2023-го года в театре «Шалом», в рамках фестиваля «Черешневый лес», состоялась премьера детского спектакля «В начале было...», не оставляющего равнодушным ни одного ребёнка и взрослого. Эта постановка идёт в театре и сейчас, следующий показ намечен на первое июня, когда мы отмечаем Международный день защиты детей.
«Черешневый лес» почти с самого своего основания активно сотрудничает с известными столичными театрами и прежде всего — с Большим, где уже традицией стали летние гастроли санкт-петербургского балета Бориса Эйфмана, проходящие при поддержке фестиваля. Кроме того, фестиваль дружит с МХТ им. А. П. Чехова, Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко, театрами «Современник» и «Табакерка». Также среди постоянных партнёров «Черешневого леса» — Театр Наций, «Мастерская Петра Фоменко», Театр имени Сац, а теперь и Московский государственный еврейский театр «Шалом».
Режиссёр и художник этого детского спектакля Дамир Салимзянов никогда не сомневался, что первый поход в театр должен стать для юного создания светлым, радостным, просто каким-то невероятным событием, которое уж точно надолго ему запомнится.
Маэстро в этом плане можно верить: у него за плечами долгий и успешный опыт профессиональной деятельности. Он окончил в 1995 году театральное училище им. Щукина, работал главным режиссёром театра «Парафраз», худруком Всероссийского детского фестиваля «Театральные ладушки», написал несколько десятков пьес, поставил более ста спектаклей. В 2017 году Дамира Салимзянова номинировали на «Золотую маску» за режиссуру и лучшую мужскую роль второго плана в спектакле «Процесс», по роману Франца Кафки.
В этом лёгком, самобытном детском спектакле, на котором я побывала вместе с дочкой, длящемся сорок минут без антракта, постановщик виртуозно и в то же время доступно, на простом, понятном для мальчиков и девочек языке, говорит о радости творчества, о рождении нового. Минимум разговорного текста и максимум эффектного, впечатляющего визуального ряда, что так важно для детей. Это невероятно мощный ход режиссёра, потому что происходящее на сцене молниеносно завоёвывает внимание не только малышей, но и взрослых. Пока идёт спектакль, свет в зале полностью не гаснет, а тем, кто сопровождает любопытных непосед, разъясняют, что если во время спектакля ребёнок захочет говорить и реагировать — его в этом нужно обязательно поддержать.
Проект ориентирован на малышей от 3 лет, но я уверена, поразмышлять над вечным философским — с чего же начинался наш мир? — будет интересно каждому независимо от возраста.
«В основу сюжета положен текст о сотворении мира из Танаха или, в христианской традиции, Ветхого Завета. Мы не слышим этого текста, но видим, как из ничего рождается всё. Из своего буквально горящего сердца актёр берёт огоньки и бросает их на небо — так появляются звёзды. Потом он создаст твердь, сделает животных и птиц, которые оживут на глазах зрителя, пойдёт снег и загорится солнце, а затем появится и первый человечек», — так представлен спектакль на сайте театра.
Еще один плюс данного сценического действа состоит в том, что Дамир Салимзянов выступает не только режиссёром, но и художником проекта, органично и успешно соединив в своей деятельности эти две значимые профессиональные роли. Мастер прекрасно смешал театр кукол, драму и искусство иллюзий и фокусов, унося гостей зрелища в увлекательное сказочное путешествие, начиная с возникновения тех самых звёзд на небе и заканчивая появлением наших предков на земле. Всё появляется из ничего, а далее начинается цепочка непростых отношений Всевышнего со своими творениями. В постановке используются иллюзионный реквизит, специальное театральное оборудование, с помощью которого и создается эффект изумительного чуда. Получился оригинальный спектакль о природе и радости творчества.
Добавлю, что режиссёр не просто так проводит параллели между детской игрой и сотворением мира, ведь принцип здесь по сути один: благодаря воображению, из пустоты возникает новая реальность, в которую искренне верят все причастные. Так получается говорить о серьёзном — очень весело и непринуждённо, создавая атмосферу тепла, доброты и настоящего праздника.
Талантливые артисты дарят благодарным юным зрителям театра «Шалом» настоящие уроки волшебства, убедив заворожённую аудиторию в абсолютной реальности происходящего. Для этого проекта актёры Анна Котляр, Дмитрий Уросов, Александр Мокроусов, Николай Тарасюк, Евгения Романова и Альберт Горбачёв овладели новыми для себя навыками, изучили искусство демонстрации фокусов, освоили театр теней и кукол, а ещё вспомнили личные истории, связанные с вмешательством волшебства и магии.
Один из них, Николай Тарасюк, до сих пор удивляется: «Иду я как-то зимой и почему-то уменьшил шаг. А передо мной огромная глыба льда упала! Разве не чудо, что я тогда затормозил за секунду до происшествия?!»
Актриса Евгения Романова рассказывает, что родителям долгое время удавалось сохранить её веру в Деда Мороза: «Повлияло ли это на мою взрослую жизнь? Конечно. Как минимум — знанием, что чудо может произойти, как максимум — стремлением его создавать для других, распространяя веру в волшебство...».
«Самое больше чудо, которое случилось со мной в жизни — любовь…», — сказал актёр Дмитрий Уросов.
Моей дочке Лизе тоже безумно понравилось всё, происходившее на сцене, а это — главное доказательство того, что режиссёру в полной мере удалось реализовать задуманное, ведь детские отзывы — самые чистые, настоящие, ненаигранные и искренние. Она внимательно, не отрываясь, смотрела спектакль, а потом, в самом конце, бесстрашно отправилась за кулисы, чтобы продолжить общение с полюбившимся героем. Да и я, несмотря на свой немалый опыт посещения самых разных пьес, ранее не видела ничего подобного и ещё долго прокручивала увиденное в голове.
Яна Любарская — журналист, редактор. Окончила Российский университет Дружбы народов, филологический факультет. Публиковалась в журналах «Огонёк», «Лехаим», «Знамя», «Семь искусств», в «Литературной газете», газете «Собеседник» и др. Автор книги «Евреи — жертвы Холокоста и воины Красной армии. Избранные истории из первых уст» под редакцией Л.А.Тёрушкина.
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи