Дорогие друзья!
Начну с приятной новости: теперь наш журнал можно приобрести в магазине на Аляске, в городе Хомер, в книжном магазине «Ритуал Отшельников». Так далеко на Север мы еще не заходили и даже не заплывали. Говорят, когда одни двери закрываются, то непременно откроются другие — так и случилось: нас попросили забрать журналы из «Книжной лавки писателей» в Москве (там закрылся отдел периодики), а через три месяца журналы оказались на полке стильного книжного магазина на Аляске, предлагающего покупателям книги на русском и английском языках. И все же такие чудеса не происходят сами по себе, в их основе лежит труд, энтузиазм и деятельность какого-то конкретного человека, неравнодушного к литературе вообще, ну и, конечно, к журналу в частности. Мы благодарим нашего друга и автора журнала Регину Гоголь за содействие и помощь в вопросе «пристройства» «Этажей».
В этом году мы приняли приглашение стать партнерами Международного литературного Волошинского конкурса и сделать номинацию по прозе от журнала «Этажи». На конкурс было прислано более 300 произведений, жюри сформировало шорт-лист из 11 авторов, четверо из которых стали победителями. Мы поздравляем лауреата Волошинского конкурса в номинации «И новая вселенная возникла…» Владимира Захарова из Петрозаводска и дипломантов — Андрея Оболенского (Москва), Марию Малухину (София) и Владимира Перцева (Ярославль). Рассказы победителей вы можете прочитать в этом номере.
В рубрике Exegi Monumentum мы вспоминаем тульского поэта, художника, писателя, театрального экспериментатора Всеволода Шмакова, в этом году ему исполнилось бы 50 лет. «Во многом его творчество продолжает традиции В. Хлебникова, Е. Гуро, Г. Айги, только это продолжение иное: поэзия как метафиксация опыта просветления, сходная с восточными коанами, текстами для внутреннего настроя и работы». В этом номере представлены рисунки Всеволода (метафиксации), и они мистическим образом настолько органично подошли к рассказам, словно это специально выполненные иллюстрации. Всеволод и сам был мистиком, увлекался эзотерикой, таинственные события и люди описаны в его книгах и присутствуют в его работах.
К 100-летию со дня смерти Александра Блока вышло эссе Павла Матвеева о последних днях жизни поэта, стремительном развитии его болезни и просьбах докторов и литераторов выпустить Блока для лечения за границу: «Между тем Луначарский уже жал на все педали, дёргал за все верёвки и трезвонил во все колокола. 11 июля он обратился по «блоковскому вопросу» на самый верх — персонально к Ленину, — понимая, что только таким образом можно сдвинуть с мёртвой точки неповоротливую большевистскую бюрократию».
В рубрике «Чердак художника» Ольга Гришко рассказывает о современной фотографии и преподавании фотоискусства подросткам: «Мы пытаемся двумерной штукой, называемой фотографией, передать объемность нашей многомерной жизни. Это в самом простом случае. А в сложном — создать свой мир».
Нина Дунаева в своей рубрике «Бельэтаж» делится впечатлениями о премьере спектакля «Цимес» в Культурном центре им. А.П. Чехова: «Ведь это не рассказы о евреях и еврейском вопросе, а рассказы об общечеловеческих ценностях. О желании и стремлении каждого найти себя и быть счастливым».
И я вам желаю счастья и здоровья!
Приятного чтения и до встречи в декабре.
Ваша И. Т.
Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»
Смерть Блока
Роман Каплан — душа «Русского Самовара»
Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»
Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже
Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца
Покаяние Пастернака. Черновик
Камертон
Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»
Возвращение невозвращенца
Смена столиц
Земное и небесное
Катапульта
Стыд
Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»
Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder
Встреча с Кундерой
Парижские мальчики
Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи