литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ»

[email protected]

21.06.20197 040
Автор: Елена Кушнерова Категория: Музыкальная гостиная

Первый тур завершен! Обзор конкурса Чайковского

 

Читать «Обзор-1 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

Читать «Обзор-2 конкурса Чайковского. Пианисты, 1 тур»

 

Прямая трансляция из зала

 

 

Вот и результаты первого тура. Как всегда много сюрпризов. Например, не прошел на 2-й тур фаворит — молодой пианист Александр Малофеев. Зато прошла замечательная пианистка Сара Данешпур. О ней просто должна написать несколько слов.

 

Смотреть запись выступления

Сразу скажу: великолепная пианистка. Разносторонняя. Умело выбранная программа, все уравновешено: серьезный Бах, очаровательная соната Гайдна, 2 этюда на мелкую технику, а мелкая техника у неё природная, и центр программы — сложнейшая сюита Чайковского. Понравилась ВСЁ. На мой вкус она одна стоит несколько прошедших на второй тур молодых людей. К тому же, она вышла скромно одетой, без декольте, в простом черном платье с длинным рукавом, как бы подчеркнуть, что ставит только исключительно на свою игру и свой талант. 

Интересно, что она играла того же Баха (соль минор из 2 тома ХТК) и те же 2 этюда (Шопен — фа мажор из ор. 10 и Рахманинова до минор из ор.39), что и я на первом туре «Чайника» 30 лет назад. Мне тогда был 31 год, Саре — 32. Меня как-то очень тронули многие мои с ней параллели. Иногда мне казалось, что она просто меня копирует, настолько близко мне было то, что она делала. В 8 этюде Шопена Сара продемонстрировала блестящую мелкую технику, идеальное легато пассажей в правой руке и красивое голосоведение в левой. Так же блестяще был сыгран этюд Листа «Хоровод гномов» (Gnomenreigen). Замечательная соната Гайдна фа мажор, сыгранная просто и естественно — наконец-то можно было просто наслаждаться музыкой.

Центром программы у Данешпур стала сюита Чайковского в обработке Плетнёва из балета «Спящая красавица». Надо обладать не только мощным техническим арсеналом, но и смелостью, чтобы привезти её в Москву. Эта сюита в исполнении самого Михаила Плетнева относится к моим самым любимым записям, которые я многократно переслушиваю. Конкурировать с Плетневым невозможно, поэтому я сначала довольно скептически отнеслась к такой смелой идее. Но Господа, я просто снимаю шляпу! Безумно сложная обработка, но как она была сыграна! И не только технически! Было ясно, что девушка прекрасно представляет себе и оркестр, и сюжет, и балетное воплощение.

В общем, для меня несомненно, что эта Сара Данешпур — серьезный претендент на премию. (Плюю через плечо).

 

Из прошедших на 2-й тур 14 человек, я слышала 9. Из тех 9-ти, которых я слышала, 3-х бы ни за что не пропустила бы. Но меня не спросили. А даже если бы спросили, неизвестно, помог бы кому-то мой голос или помешал.

 

Поздравляю всех прошедших дальше музыкантов, желаю им крепкого здоровья и крепких нервов!

 

В заключение не могу не поделиться радостью: виолончелист Бенедикт Клёкнер, с которым было опубликовано мое интервью в журнале «Этажи», прошел на 2-й тур. Сегодня слушала его в прямой трансляции. Как же он замечательно прозвучал! И Бах, и этюд, и Чайковский, и соната Шостаковича! Тронул до глубины души! Поздравляю, Бенни! Продолжаю болеть! Бенни играет второй тур в Питере послезавтра, 22-го, 21:20 по московскому времени.

 

***

2-й тур пианистов. День первый

 

Хоть и поклялась себе, что не включу трансляцию конкурса, пока не доучу программу к воскресному своему концерту, не удержалась и включила.

 

Смотреть запись выступления

Попала на китайского пианиста Ань Тяньсю. Но не с начала программы, а прямо в середину Вариаций Рахманинова на т. Шопена.

То, что я услышала, меня в прямом смысле этого слова потрясло. Как говорится, я — да, упала со стула. Какой пианизм у этого мальчика! А ведь ему всего 20 лет! То есть, это природа. Никакими круглосуточными занятиями такого качества игры достичь нельзя. Это природное дарование. Это то самое, о чем я думаю, когда, к примеру, слушаю Шопена в исполнении Артура Рубинштейна. Все так естественно, что кажется, вот ты сядешь сейчас за рояль и так же получится. Мечты-мечты!

Так возвращаясь к Ань Таньсю. Просто снимаю шляпу перед этим юнцом! Какое качество в аккордах! Все ноты звучат ровно, как одна, про мелкую технику не говорю. Опять же лицо... спокойное и сосредоточенное. Вот это то, о чем «все время говорили большевики»... Все в пальцах! И чувство, и нежность, в общем все, что должно быть. Вот вам и «бесчувственный» китаец!

По качеству пианизма даже не знаю, с кем его сравнить. Извините, но на ум приходит только Гилельс с его неповторимым звучащим пианизмом. Если хотите, для меня это китайский молодой Гилельс.

После Рахманинова я успела прослушать Вариации Брамса на т. Паганини, ор. 35, 1 тетрадь. Технически это одно из самых сложных произведений, написанных для фортепиано. Сама играла, знаю, о чем говорю. Ну что же! Блестяще сыграно, причем, и медленные вариации отлично. Единственно, мне жалко, что он играет на китайском рояле, хотела бы послушать его на Стайнвэе.

Кстати, меня удивил довольно холодный прием публики. Все хотят хорошеньких что ли? Или я в записи чего-то не поняла. Но для меня это безусловный претендент на одну из премий.

 

Начал играть Андрей Гугнин

Вот сразу зазвучал Steinway. Первым номером он сыграл 7 сонату Прокофьева. Отлично, очень качественно. Желаю ему удачи и дальше и отключаюсь от эфира.

 

 

Текст Елены Кушнеровой, специально для журнала "Этажи"

21 июня 2019

 

Елена Кушнерова — пианистка. Родилась в Москве, окончила ЦМШ (Центральная музыкальная школа) при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу Т. Е. Кестнер, МГК и аспирантуру МГК по классу проф. С. Л. Доренского. Занималась также у Б. А. Шацкеса. Большое влияние на неё оказал композитор А. Л. Локшин, написавший специально для неё Вариации (1982 год). Международная карьера началась после отъезда в Германию в 1992 году. С 2002 года является артистом Стейнвея (Steinway Artist), с 2006 — постоянным приглашенным профессором Elisabeth Music University в Хиросиме (Япония). В 2015 году награждена в России медалью "За вклад в развитие музыкального искусства". В настоящее время проживает в Баден-Бадене (Германия) и Нью-Йорке — НЙ (США) Е.К. также пишет рассказы. В 2016 награждена дипломом "Автор года 2015" в двух категориях за свои рассказы в сетевом портале "Заметки по еврейской истории" и "7 искусств», автор книги «Песни странствующего подмастерья» (Arcus NY, 2018). Редактор рубрики "Музыкальная гостиная" в журнале "Этажи".

21.06.20197 040
  • 3
Комментарии

Ольга Смагаринская

Соломон Волков: «Пушкин — наше всё, но я бы не хотел быть его соседом»

Павел Матвеев

Смерть Блока

Ольга Смагаринская

Роман Каплан — душа «Русского Самовара»

Ирина Терра

Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все»

Ирина Терра

Наум Коржавин: «Настоящая жизнь моя была в Москве»

Елена Кушнерова

Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже

Эмиль Сокольский

Поющий свет. Памяти Зинаиды Миркиной и Григория Померанца

Михаил Вирозуб

Покаяние Пастернака. Черновик

Игорь Джерри Курас

Камертон

Елена Кушнерова

Борис Блох: «Я думал, что главное — хорошо играть»

Людмила Безрукова

Возвращение невозвращенца

Дмитрий Петров

Смена столиц

Елизавета Евстигнеева

Земное и небесное

Наталья Рапопорт

Катапульта

Анна Лужбина

Стыд

Борис Фабрикант

Ефим Гофман: «Синявский был похож на инопланетянина»

Галина Лившиц

Первое немецкое слово, которое я запомнила, было Kinder

Марианна Тайманова

Встреча с Кундерой

Сергей Беляков

Парижские мальчики

Наталья Рапопорт

Мария Васильевна Розанова-Синявская, короткие встречи

Уже в продаже ЭТАЖИ 1 (33) март 2024




Наверх

Ваше сообщение успешно отправлено, мы ответим Вам в ближайшее время. Спасибо!

Обратная связь

Файл не выбран
Отправить

Регистрация прошла успешно, теперь Вы можете авторизоваться на сайте, используя свой Логин и Пароль.

Регистрация на сайте

Зарегистрироваться

Авторизация

Неверный e-mail или пароль

Авторизоваться